Случается, что лошадей нужно переместить из одной конюшни в другую или отправить на соревнования либо на отдых. Как же лучше это сделать? Для перевозки лошадей существует специальный автотранспорт. Их возят как в оборудованных коневозках — в небольших автофургонах на 1—2 лошади или вместимостью побольше— до 2 2 голов, так и в грузовиках с высокими бортами. В ненастную погоду и зимой грузовики оборудуют тентами. Для сверхдальних путешествий используют воздушный или морской транспорт. Если погрузка идет с эстакады, то ее надо огородить с боков высокой оградой. В нашей стране вместо эстакад зачастую используют необорудованные насыпи дорог, естественные бугры или большие навозные кучи, что конечно влечет проблемы.
Перед путешествием ноги лошадям во избежание травм нетуго бинтуют под ватники, захватывая запястные и скакательные суставы. Для погрузки на лошадь надевают уздечку с поводом или недоуздок (узда без удил) с чомбуром (повод недоуздка). В транспорте лошадей привязывают так, чтобы у них была свобода движения головы и шеи, но они не смогли достать друг друга во избежание столкновений. Между лошадьми устанавливают прочные перегородки, металлические или деревянные.
Если автомашина открытая, а погода ветреная или холодная, то следует надеть на лошадей попоны. Спортивных лошадей на соревнования можно возить оседланными, но обяза-тельно со слабо подтянутыми подпругами и стременами, заправ-ленными в путлища по всем правилам.
Лошадей, редко перевозимых, при погрузке стараются не на-пугать. В транспорт их заводят несколько человек. Если животные сильно упрямятся и отскакивают, боясь коневозки, то применить нужно не силу и грубость, а терпение и изобретательность. Лошадь успокоят ваш ровный голос и похлопывание по телу. Дайте ей возможность осмотреть и обнюхать фургон, а затем заманивайте ее торбой с овсом или пучком сочной травы либо сеном, морковью, сахаром.
Когда лошадь подойдет близко к входу в фургон, но все же будет продолжать упираться, можно осторожно брать руками ее передние ноги и поочередно переставлять их. Некоторые лошади становятся послушными при надевании на их глаза повязки или заматывании головы попоной. Других лошадей легко завести с по-мощью «шлейки» — специальной или приспособленной для этого кордой. Погрузка таких лошадей может длиться по нескольку часов, но эти затраты времени оправдываются — не пережившие испуг лошади впоследствии привыкают к перевозкам и не доставляют много хлопот.
Противоположный результат приносит грубое насилие. Однако уместно примененный хлыст или бич порой так же необходим, как и ласковое обращение.
Перед погрузкой лошадей не кормят. Но в длительных много-дневных поездках трехразовый режим поения и кормления должен соблюдаться по принятому на конюшне распорядку дня. Разница заключается только в уменьшении на 2—3 кг нормы зерновых с увеличением количества сена. Прогулки лошадей на длительных остановках очень желательны.